Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников
В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы. Рассмотрим некоторые индикаторы такого поведения.
Памятка для родителей
Аутсайдер
• не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
• не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
• одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
• по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
• задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
• у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
• выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
• выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в томслучае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения.
Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
• приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
• выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор
• вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
• типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
• ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
• в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
• приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
• группируется со старшими подростками;
• имеет садистские наклонности;
• в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
• в игре навязывает друзьям свои правила;
• злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
• игнорирует указания и легко раздражается;
• введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
• не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
Памятка для учителей и администрации школ
Аутсайдер
• его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
• на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
• во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
• его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны
• других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться,убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
• хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
• опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
• во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Агрессор
• на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
• манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
• может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
• на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
• не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
• прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
• входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
• спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.