РАЗДЕЛ 1
ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, ФОРМ, МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СМЕНУ. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Оздоровительный лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная, общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций. Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей – вот обязательные условия достижения жизненных целей. Этому учат постоянные тренировки.
Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях. Это ярко доказала военная служба, космонавтика, различные трудные этапы жизни человека. Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку
Известно, что недостаток движений в жизни детей школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшения дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии; недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены и продолжительнее болеют.
В условиях учреждения образования гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются массовыми и обязательными для всех здоровых детей. Огромную роль здесь играют подвижные игры. На занятиях воспитанники знакомятся с разными играми, том числе и белорусскими народными, знакомятся с правилами игр, укрепляют свое здоровье, проявляют не только ловкость, смекалку, быстроту, но и разыгрывают роли, передают движение героев, демонстрируют повадки животных.
Новизна программы лагеря состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий (дыхательной гимнастики, оздоровительной фитбол-гимнастики, комплексов хатха-йоги, классических оздоровительных методик) и общефизической подготовки в процессе физического воспитания в пришкольном оздоровительном лагере. Указанные физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия проводятся ежедневно с периодичностью 3 – 4 раза и продолжительностью от 30 до 60 минут в первой половине дня. Как правило, подготовка и проведение спортивных праздников и соревнований, в которых принимают участие все дети из лагерной смены, занимали большую часть первой половины дня. Во второй половине дня проводятся занятия общей физической подготовкой с каждодневно изменяющейся тематикой определенной направленности двигательной деятельности.
Деятельность лагеря «Здоровячок» регулируется нормативными документами регламентирующими деятельность воспитательно-оздоровительных учреждений образования.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторнокурортном лечении и оздоровлении населения».
3. Закон Республики Беларусь «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторнокурортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010 № 958 «Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время».
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательнооздоровительном учреждении образования».
9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».
10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательнооздоровительного центра, оздоровительного лагеря».
11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению».
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019 № 663 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций».
13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.05.2011 № 9 «Об утверждении Положения о спортивнооздоровительном лагере».
14. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта».
15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».
16. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».
17. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет».
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».
19. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.03.2019 № 3315/4833 «По обеспечению летних оздоровительных лагерей лекарственными средствами и медицинскими изделиями».
20. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторнокурортному лечению населения от 22.05.2018 № 30-о «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей».
21. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 31.03.2022 № 19-о «Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в лагерях на 2022 год».
22. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 17.03.2022 № 14-о «Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 20221 году».
23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи».
24. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе.
25. Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
26. Концепция детского отдыха и оздоровления.
Кроме того организация отдыха и оздоровления детей регламентируется организационными документами и локальными актами, документами по организации образовательно-оздоровительного процесса, а также документами, обеспечивающими безопасное пребывание детей в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.
Продолжается работа по реализации плана мероприятий, приуроченного к Году исторической памяти, обеспечив участие воспитанников в республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву», всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», открытом дистанционном культурно-просветительском марафоне «Время измеряется памятью», гражданско-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце» и др.
Делается акцент на проведении актуальных по форме и информационно насыщенных по содержанию мероприятий, связанных с сохранением исторической памяти: акции, конкурсы, фестивали, квест-игры.
Профильный лагерь «Здоровячок» осуществляет свою деятельность на базе государственного учреждения образования «УПК Раховичский ясли–сад–средняя школа Слонимского района» и находится по адресу: аг.Суринка, ул.Школьная, д.15.
Продолжительность смены – 18 дней, со 2 июня 2022 года по 27 июня 2022 года. В оздоровительном лагере «Непоседы» формируется один отряд, состоящий из разновозрастных детей (10 – 14 лет).
Лагерь организован для 15 воспитанников.
Социально-педагогическая характеристика:
7 девочек,
8 мальчиков,
2 воспитанника из многодетных семей,
1 воспитанник из неполной семьи.
Организация отдыха и оздоровления детей регламентируется нормативными правовыми актами, организационными документами и локальными актами, документами по организации образовательно-оздоровительного процесса, а также документами, обеспечивающими безопасное пребывание детей в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.
Приоритетным направлением в работе лагеря является физкультурно-спортивная деятельность, ответственное отношение к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни.
Физкультурно-оздоровительная работа в пришкольном лагере является основным здоровьеформирующим компонентом воспитательного пространства и обеспечивает учащихся рационально оправданной и физиологически обоснованной двигательной активностью.
РАЗДЕЛ 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
создание условий для эффективного отдыха и оздоровления детей, формирования эмоционально-ценностной личности, выработки у воспитанников стереотипов здорового образа жизни для эффективного противодействия неблагоприятным факторам внешней среды при помощи освоения компонентов физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи:
создавать условия для организованного отдыха детей;
привить навыки здорового образа жизни, формировать бережное отношение к своему здоровью;
содействовать развитию функциональных систем организма посредством развития основных физических качеств;
формировать у воспитанников навыки общения и толерантности;
РАЗДЕЛ 3
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для реализации плана выделены следующие направления деятельности:
воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества и направлено на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, активно участвующей в социальной жизни общества личности; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;
воспитание психологической культуры, определяющей развитие и саморазвитие личности;
В организации работы по формированию у воспитанников ответственного отношения к своему здоровью особое внимание необходимо уделять обучению основам респираторного этикета, реализации профилактических программ, направленных на нераспространение вирусных инфекций, принять организационные меры по обеспечению здоровьесберегающего образовательно-оздоровительного пространства.
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
формами являются обучающие беседы с воспитанниками по вопросам безопасного пребывания в оздоровительном лагере, при проведении экскурсий, походов, спортивных соревнований и других мероприятий;
приобретение знаний, на развитие умений действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; должно быть организовано проведение в первые дни пребывания детей в лагере обучающих игровых ситуаций, направленных на формирование установок безопасного пребывания в лагере; особое внимание необходимо обратить на информационную работу, направленную на профилактику распространения COVID-19.
Содержание плана воспитательной работы направлено на:
познавательную деятельность, которая является сущностью воспитательного процесса и в основе лежит восприятие и отражение объективного мира в сознании, результатом которого является новые знания, открытие законов природы и общества, обнаружение способов действия с предметами и явлениями;
творческую деятельность, порождает нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений;
игровую деятельность, являющуюся одним из способов проявления активности личности, способствующую психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей;
коммуникативную деятельность передающую информацию от человека к человеку в процессе личностного взаимодействия.
Органами самоуправления являются командир лагеря и командиры отрядов.
РАЗДЕЛ 4
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в рамках возложенных на них обязанностей.
Директор профильного оздоровительного лагеря планирует работу лагеря; организует выполнение образовательно-оздоровительной программы учреждения и плана работы лагеря, контролирует их выполнение; обеспечивает соблюдение всеми работниками лагеря режима рабочего дня, графика питания детей, выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся, которые находятся в лагере.
Воспитатели – организуют оздоровительно-досуговую деятельность в отряде, осуществляют контроль за соблюдением детьми режимных моментов, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, проводят с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.
Медицинское сопровождение
контроль за здоровьем детей медработником: медицинский осмотр детей на наличие кожных заболеваний и педикулеза;
обучение работников лагеря доврачебной и первой медицинской помощи пострадавшим;
контроль за состоянием каждого ребенка воспитателями при приеме в лагерь утром каждого дня и на протяжении лагерной смены;
контроль за качеством и безопасностью питания детей;
организация гигиенического воспитания детей;
наличие медицинских карт воспитанников;
выдача витаминов.
Организация питания и питьевого режима в лагере
Пищеблок лагеря оснащен современным технологическим оборудованием, необходимым для обеспечения соблюдения всех санитарно-гигиенических и технологических правил качественного приготовления блюд. Качество поступающих на пищеблок продуктов питания находится под постоянным санитарно-гигиеническим контролем. Качество приготовленных блюд контролируется 3 раза в день бракеражной комиссией.
В лагере организовано трёхразовое питание. Ежедневно в меню включаются полноценные и необходимые для детского организма продукты. Организуется щадящее питание (исключение острых приправ, сухих концентратов, использование щадящих методов приготовления).
В лагере организован питьевой режим.
Использование природно-рекреационных ресурсов
спортивные занятия и игры на свежем воздухе;
экскурсии;
воздушные и солнечные ванны.
Организация здоровьесберегающей среды
соответствие помещений гигиеническим требованиям;
щадящий режим дня.
Повышение профессиональной культуры педагогических работников
Успешность оздоровления воспитанников определяется прежде всего профессионализмом педагогических кадров. От того, насколько они компетентны, в какой степени владеют научными подходами, основами воспитания и оздоровления, умеют найти индивидуальный подход к учащимся, зависит эффективность весеннего оздоровления.
В связи с этим директором профильного оздоровительного лагеря «Здоровячок» проведено инструктивно-методическое совещание с целью создания безопасных условий для пребывания детей в лагере.
Имеется в лагере методический инструментарий для качественной организации воспитательной работы: игры на свежем воздухе, квесты, конкурсы, игровые программы.
РАЗДЕЛ 5
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Дата |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственные за проведение |
1 день, четверг, 02.06 |
День открытых дверей «Будем знакомы» 1. Час выборов: выбор актива, названия отряда, песни, девиза, эмблемы. |
8.30-9.15 |
Лысуха Т.А. Ковгар И.И. |
2. Информационная минутка «Как защититься от COVID-19» |
9.45-11.00 |
||
3. Правила поведения в лагере. Обучение правилам безопасного поведения, правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, транспорте. |
11.00-12.00 |
||
4. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Практическое занятие по эвакуации |
12.00-12.40 |
||
5. Акция «Будь здоров!» (медицинский осмотр) |
14.00-15.00 |
||
6. Подвижные игры на свежем воздухе. |
15.00-16.00 |
||
2 день, пятница, 03.06 |
День открытия олимпийских игр 1.Основы знаний. Здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор здоровья; |
9.00-10.00 |
Ковгар И.И. Комар Е.С. |
2.Торжественное открытие лагерной смены «Здоровье – дар природы» |
12.00-13.00 |
||
3.Видеосалон «Зажигаем Олимпийский огонь» |
15.00-16.00 |
||
3 день, понедельник, 06.06 |
О, спорт, ты мир! 1.Занятие «Влияние физических упражнений на организм человека» |
9.00-10.00 |
Мороз Т.А. Ковгар И.И. |
2.Виртуальная экскурсия «Эстафета олимпийского огня» |
11.30-12.30 |
||
3.Соревнования по легкой атлетике – марафон-дистанция |
14.00-15.00 |
||
4.Игры по интересам на свежем воздухе |
15.00-16.00 |
||
4 день, вторник, 07.06 |
День спорта и здоровья |
Бакунов В.С. Лысуха Т.А. |
|
1.Информационная минутка «Чистые руки – твоя защита» |
8.30-9.15 |
||
2.Квест-игра «В поисках здоровья» |
11.30-13.00 |
||
3.Физкультурный досуг «Сто тропинок, сто дорог к здоровью» |
14.00-15.00 |
||
4.Подвижные игры на свежем воздухе |
15.00-16.00 |
||
5 день, среда, 08.06 |
День бегуна 1.Эстафетный бег |
9.30-10.30 |
Лысуха Т.А. <font color="#000080">Савко П.И.</font> |
2.Бег с барьерами |
10.30-11.00 |
||
3.Бег с препятствиями |
11.30-12.00 |
||
4.Специальная физическая подготовка. Дыхательная гимнастика 5.Подвижные игры на свежем воздухе |
12.00-13.00 14.00-16.00 |
||
6 день, четверг, 9.06 |
День танца 1.Танцевальный марафон «Детский стартинейджер» |
9.30-11.00 |
<font color="#000080">Савко П.И.</font> <font color="#000080">Ковгар И.И.</font> |
2.Медитация «Увидеть мир сердцем» |
11.30-13.00 |
||
3.Специальная физическая подготовка. Правильная осанка. |
14.00-16.00 |
||
7 день, пятница, 10.06 |
День футбола 1.Разминка «Футбольный фанат» |
9.00-9.30 |
Тулуб А.В. Ковгар И.И |
2.Викторина «Знатоки футбола» |
10.00-11.00 |
||
3.Спортивный праздник «Спортивный стадион» |
11.00-13.00 |
||
4.Специальная физическая подготовка. Равновесие. |
14.30-16.00 |
||
8 день, понедельник, 13.06 |
Всемирный день охраны окружающей среды 1.Операция «Экологическая тропинка» |
9.30-10.30 |
Адамчик Е.А. Тулуб А.В. |
2.Игровая программа «Здравствуй, лето красное, лето прекрасное» |
10.30-12.30 |
||
3.Специальная физическая подготовка. Гибкость |
14.00-16.00 |
||
9 день, вторник, 14.06 |
День здоровья и здорового образа жизни 1.Час спортивных игр «Затейники» |
9.00-10.00 |
Комар Е.С. Ковгар И.И |
2.Конференция «Молодое поколение – за здоровый образ жизни» |
10.30-12.00 |
||
3.Квест-игра «В поисках здоровья» |
12.00-13.00 |
||
4.Подвижные игры на свежем воздухе |
14.00-15.00 |
||
5.Специальная физическая подготовка. Игровой стретчинг |
15.00-16.00 |
||
10 день, среда, 15.06 |
День Дружбы 1.Спортивные состязания с учащимися ГУО «УПК Раховичский ясли-сад-средняя школа» |
9.00-11.00 |
Савко П.И. Мандрик Е.Н. |
2.Мастер-класс для учащихся соседних школ «Движение – жизнь» |
12.00-13.00 |
||
3.Подвижные игры «Все игры в гости к нам» |
14.00-16.00 |
||
11 день, четверг, 16.06 |
День народных игр 1.Игра «Как стать олимпийцем» |
9.30-11.00 |
<font color="#000080">Савко П.И.</font> Комар Е.С. |
2.Минутка здоровья |
11.00-11.30 |
||
3. «Марафон народных игр» (в рамках Года исторической памяти) |
14.00-16.00 |
||
12 день, пятница, 17.06 |
День прыгуна 1.Лекция «Спорт - движение и жизнь» |
9.30-10.30 |
<font color="#000080">Адамчик Е.А.</font> <font color="#000080">Тулуб А.В.</font> |
2.Спортивный праздник «Попрыгунчики» |
11.00-13.00 |
||
3Специальная физическая подготовка. Ноги. Стопы. Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени. |
14.00-16.00 |
||
13 день, понедельник, 20.06 |
День гибкости 1.Одиночные соревнования юношей |
9.45-10.30 |
Ковгар И.И.. <font color="#000080">Савко П.И.</font> |
2.Одиночные соревнования девушек |
10.30-11.30 |
||
3.Викторина «Юные спортивные звёзды» |
11.30-13.00 |
||
4.Специальная физическая подготовка. Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика. |
14.00-16.00 |
||
14 день, вторник, 21.06 |
День труда 1.Акция «Спешите делать добрые дела» (помощь одиноко проживающим гражданам») |
9.30-10.30 |
<font color="#000080">Комар Е.С.</font> Савко П.И. |
2.Работа на пришкольно-опытном участке |
11.00-12.00 |
||
3.Специальная физическая подготовка. Фитбол-гимнастика. |
14.00-16.00 |
||
15 день, среда, 22.06 |
День памяти «Памяти героев будем достойны» 1.Час гигиены и здоровья |
9.00-13.00 |
Ковгар И.И. Комар Е.С. |
2.Урок мужества «И помнить больно, и забыть нельзя» |
14.00-16.00 |
||
16 день, четверг, 23.07 |
День Родной Земли «Исследуй и созидай» 1. Экологический квест «Тайны живой природы» |
9.30-11.00 |
Адамчик Е.А. Ковгар И.И. |
2. Информационный час «Экологические проблемы современности» |
11.30-13.00 |
||
3.Специальная физическая подготовка. Релаксация. |
14.00-16.00 |
||
17 день, пятница, 24.06 |
День творчества 1. Конкурс рисунков «О, спорт! Ты – мир!» |
9.00-13.00 |
Адамчик Е.А. Тулуб А.В. |
2.Специальная физическая подготовка. Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота |
14.00-16.00 |
||
18 день, понедельник 27.06 |
Закрытие Олимпийских игр 1.Танцевальная шоу-программа «Эстафета танцевальных экспронтов» |
9.30-11.00 |
Адамчик Е.А. Тулуб А.В. |
2.Операция «Чистая территория» |
14.00-16.00 |