Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ "ЗДОРОВЯЧОК"

Дата: 15 июля 2022 в 07:31, Обновлено 16 июля 2022 в 14:21
Автор: Шкуда Е. В.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора государственного учреждения образования «Мижевичская средняя школа Слонимского района»

31.05.2022 № 74

Программа объединения по интересам    «Здоровячок»

(базовый уровень изучения образовательной области «спортивно-оздоровительная деятельность», 

профиль физкультурно-спортивный)

Автор-составитель:

Савко Петр Иванович, педагог дополнительного образования

Возраст учащихся: 10-14 лет

Программа объединения по интересам «Здоровячок» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (физкультурно-спортивный  профиль), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 для реализации в воспитательно-оздоровительном учреждении образования для учащихся среднего школьного возраста и рассчитана на 18 часов.

Сегодня национальным приоритетом является здоровый образ жизни и образованный человек, поэтому одна из наиболее актуальных проблем воспитательной работы – проблема формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Известно, что недостаток движений в жизни детей школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшения дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии; недостаточная двигательная активность снижает  функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены и продолжительнее болеют.

В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются массовыми и обязательными для всех здоровых детей. Огромную роль здесь играют подвижные игры. На занятиях ребята знакомятся с разными играми, том числе и белорусскими народными, знакомятся с правилами игр, укрепляют свое здоровье, проявляют не только ловкость, смекалку, быстроту, но и разыгрывают роли, передают движение героев, демонстрируют повадки животных.

Игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревновании с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.

Учебная программа объединения по интересам по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения «Здоровячок» разработана с учетом современных требований к организации профильного лагеря, изложенных в нормативных правовых документах.

Разработка данной программы вызвана потребностью в проведении системной работы, направленной на развитие навыков здорового образа жизни, ориентации учащихся на сохранение здоровья, обучение учащихся необходимым навыкам преодоления кризисных ситуаций, формирования стрессоустойчивости и профилактику зависимого поведения.

Цель программы: обеспечить социальное, физическое, интеллектуальное развитие личности учащихся при помощи освоения компонентов физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи:

привлечь воспитанников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формировать спортивный стиль жизни;

осваивать элементы здорового образа жизни;

содействовать развитию функциональных систем организма посредством развития основных физических качеств;

осуществлять профилактику асоциального поведения детей и подростков средствами  физической культуры и спорта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

теор.

практ.

1.

Правила безопасного поведения на занятиях

Вводное занятие. Понятие о культуре здорового образа жизни

1

1

2.

Основы формирования здорового образа жизни

1

1

3.

Вредные привычки и здоровье

1

1

4.

Зрение. Гимнастика для глаз. Глаза и зрение

1

1

5.

Слух. Особенности восприятия звуков. Тренировка слуха

1

1

6.

Обоняние. Что ухудшает обоняние?

1

1

7.

Дыхание. Ритмическое дыхание. Дыхательная гимнастика

2

2

8

Осанка. «Правильная осанка»

1

1

9.

Как правильно сидеть. Учимся вставать и садиться

1

1

10.

Равновесие. Координация движений

1

1

11.

Гибкость. Условия её развития

1

1

12.

Гимнастика с элементами хатха-йоги

2

2

13.

Походка. Диагностика походки. Правильная ходьба, ведущая к здоровью

2

2

15.

Весёлый урок здоровья

1

1

16.

Итоговое занятие

1

1

Всего

18

2

16

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

    Вводное занятие. Понятие о культуре здорового образа жизни (1 ч)

Практическое занятие (1 ч):

Вводное занятие. Культура здорового образа жизни. Обсуждение цели и задач программы занятий. Знакомство с тематикой. Обсуждение ожиданий каждого члена группы ко всему процессу. Формирование позитивного микроклимата в группе.

Основы формирования здорового образа жизни (1ч)

Роль здорового образа жизни и мировоззрения. Культура здорового образа жизни и её составляющие. Обсуждение понятий: физическое, психическое, нравственное здоровье. Взаимосвязь моделей мира (мировоззрения) современного человека с моделями (стилями) поведения. Выполнение в группах задания «Опиши (метафорические ассоциативные карты) современного успешного человека». Обсуждение полученного результата, взаимосвязь между программой всего курса с полученным образом современного успешного человека.

Вредные привычки и здоровье (1 ч)

Теоретические занятия (1 ч):

Риски современной жизни. Определение социально неблагоприятных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на подрастающее поколение: алкоголь, курение, наркотики, токсикомания. Информация о медицинской социально-педагогической и психологической службе, оказывающей помощь и поддержку в кризисной ситуации.

Риски современной жизни. Определение социально неблагоприятных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на подрастающее поколение: игровая и компьютерная зависимости, участие в деструктивных молодежных группировках и пр.

Вредные привычки и здоровье. Влияние вредных привычек и их последствия для физического и психического здоровья человека. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя, игровой и компьютерной зависимостью. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ.

Проведение занятия возможно с приглашением специалистов здравоохранения.

Зрение (1ч)

Гимнастика для глаз. Глаза и зрение.  Причины ухудшения зрения. Правила выполнения упражнений для глаз.

Особенности восприятия звуков. Тренировка слуха. Гигиена слуха. Нужные звуки. Что мы слышим.

Обоняние (1ч)

Что ухудшает обоняние?  Обоняние и его значение. Причины, ухудшающие обоняние. Приёмы и упражнения, улучшающие обоняние.

Дыхание (1ч)

Ритмическое дыхание. Дыхательная гимнастика.  Что такое ритмическое дыхание. Некоторые приёмы дыхательной гимнастики.

Осанка (1ч)

 «Правильная осанка».  Что такое «правильная осанка». Тренировка правильной осанки. Упражнения для сохранения правильной осанки.

Как правильно сидеть (1 ч)

         Учимся вставать и садиться. Наши позы и движения. Правильно ли мы сидим? Зачем правильно садиться и вставать?

Равновесие (1ч)

Координация движений. Диагностика равновесия. Как стоять легко и устойчиво. Комплекс упражнений для развития координации.

Гибкость (1ч)

Условия её развития. Упражнения для развития гибкости тела.

Гимнастика с элементами хатха-йоги (1 ч)

Что такое йога? Асаны хатха-йоги: «Бабочка», «Дерево», «Черепаха», «Улитка».

Походка (1ч)

Диагностика походки. Правильная ходьба, ведущая к здоровью.  Как мы двигаемся. Что значит правильная ходьба и красивая походка.

Весёлый урок здоровья (1 ч)

Практические занятия (1 ч):

Конкурсно-игровая программа «Весёлый урок здоровья» (1 ч). Мероприятие (культурно-игровая программа), направленное на формирование и укрепление здорового образа жизни.

Итоговое занятие (1 ч)

Практическое занятие (1 ч):

Итоговое занятие. Обсуждение и анализ личностных изменений произошедших у воспитанников в процессе проведения занятий в течение года. Результатом посещения обучающимися занятий «Мы – сами» по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения будет осознание ими взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека, влияние образа жизни на дальнейшее благополучие.

Анкетирование участников занятий для дальнейшего анализа эффективности и качества  реализации программы.

Возможно проведение коллективной творческой работы (коллаж, устный журнал и др.).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате работы объединения по интересам воспитанник должен

знать:

         роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека;

         положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности;

уметь:

         выполнять комплексы физических упражнений из современных оздоровительных систем с учётом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности;

         выполнять индивидуальные акробатические и гимнастические комбинации на спортивных снарядах, технико-тактические действия в спортивных играх и упражнения с прикладной направленностью;

         использовать приёмы саморегулирования психофизического состояния организма, самоанализа и самооценки в процессе регулярных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

         выполнять физкультурно-оздоровительные и тренировочные занятия для повышения индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности, формирования правильного телосложения, совершенствования техники движений и технических приёмов в различных видах спорта;

         применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости;

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При  подведения итогов реализации программы будет проведена конкурсно-игровая программа «Весёлый урок здоровья». Также будет организовано антропометрическое обследование детей в конце смены.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными формами организации образовательного процесса являются теоретические и практические учебные занятия, соревнования, судейская практика, активные формы досуга.

Образовательный процесс должен строиться как на общепедагогических дидактических принципах обучения (наглядность, систематичность и постепенность, доступность, сознательность и активность), так и на специфических методах физического воспитания, а именно: строго регламентированное упражнение, игровой, соревновательный методы обучения.

Образовательный процесс необходимо выстраивать на основе специфических закономерностей физического воспитания: всестороннее гармоническое развитие личности: связь физической культуры и спорта с жизнью общества; оздоровительная направленность физического воспитания; непрерывность и систематичность занятий; чередование нагрузок и отдыха; постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий; цикличное построение занятий; возрастная адекватность направлений физического воспитания. Методы обучения следует использовать в их различных сочетаниях, постоянно адаптируя к конкретным требованиям, обусловленным особенностями учебно-тренировочного процесса с учетом современных тенденций развития определенного вида спорта.

С целью организации и управления деятельностью учащихся, дозирования нагрузки будут использованы фронтальная, групповая, парная, индивидуальная формы организации учащихся на учебно-тренировочном занятии, а также различные средства обучения.

Будет организована визуализация отдельных упражнений и их элементов, просмотр видеоматериалов, использование макетов игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д. Важная роль отводится игровому методу как средству активного отдыха, способу переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности образовательного процесса. При организации образовательного процесса в объединениях по интересам в качестве методического материала возможно использование учебных программ по видам спорта для специализированных учебно-спортивных учреждений, утвержденных Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Все о йоге: асаны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oum.ru/yoga/asany/zachem-vypolnyat-perevepnutye-asany/ Дата доступа: 14.01.2021.
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. Дата доступа: 13.01.2021.
  3. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 января 2017 г. № 2/6 «Об установлении рекомендуемого минимального возраста для занятий видами спорта».
  4. Снежицкий, П.В. Организация внеклассных секционных занятий по спортивным играм в сельской школе / П.В. Снежицкий  // Фізічная культура і здароўе: штоквартальны навукова-метадычны часопіс. «Адукацыя і выхаванне». – 2004. – № 2. – С. 40 – 49.
  5. Снежицкий, П.В. Особенности организации внеклассных занятий по физической культуре в сельских школах / П.В. Снежицкий, В.В. Григоревич // Фізічная культура і здароўе: штоквартальны навукова-метадычны часопіс. «Адукацыя і выхаванне». – 2007. – № 1. – С. 32 – 35.
  6. Снежицкий, П.В. От двигательной активности школьников – к их физической работоспособности / П.В. Снежицкий // Народная асвета: навукова-практычны і інфармацыйна-метадычны часопіс. – 2008. – № 6. – С. 54–59.
  7. Снежицкий, П.В. Роль и место физической культуры в образе жизни сельских школьников / П.В. Снежицкий, В.В. Григоревич // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы: навукова-тэарэтычны часопіс. Серыя 3. Філалогія, педагогіка. – 2006. – № 4. – С. 83 – 85.
  8. Снежицкий, П.В. Индивидуализация двигательных режимов школьников / П.В. Снежицкий / Мир спорта – 2016. – № 4. С. 40 – 46.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.